пятница, 11 июня 2010 г.

Подойдет ли минчанам российский «Удобный маршрут»?



Сегодня практически каждый наверняка хоть что-нибудь да слышал об автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП), которую планируется внедрить на городском пассажирском транспорте белорусской столицы в 2012 году. 

Пока же специалисты государственного предприятия «Минсктранс» продолжают детально изучать опыт коллег соседних государств, где уже действует система электронных расчетов. Свою автоматизированную систему учета оплаты проезда «Удобный маршрут» презентовали минчанам и россияне. 


На встрече присутствовали представители ООО «Эксат-Бел», которое работает на рынке Республики Беларусь шестнадцать лет и специализируется в области платежных приложений, ООО «Удобный маршрут», первый заместитель генерального директора – главный инженер «Минсктранса» Борис Демидович, заместитель генерального директора Виктор Тозик и начальники отделов управления предприятия.



«Удобный маршрут» – это комплексная система, основной целью которой является повышение доходности и минимизация расходов пассажирского транспортного предприятия. Проект стартовал в 2005 году на транспорте компании «Светловские линии» (частного оператора Калининградской области). В 2006 году «Удобный маршрут» появился в Республике Башкортостан, где социальная карта жителя была совмещена с транспортным приложением.

1 января нынешнего года в полном функциональном режиме система запущена в городе-миллионнике Екатеринбурге. Здесь к «Удобному маршруту» подключены как муниципальные, так и частные перевозчики, реализована система «электронный кошелек», человек имеет возможность по одной карте ездить в автобусе, троллейбусе, трамвае и метрополитене.




Сейчас система внедряется во многих российских городах. В прошлом году «Удобный маршрут» покинул пределы РФ: ливанская компания приобрела англоязычную версию системы для ее продвижения и внедрения в странах Ближнего Востока и Африки. Примечательно, что в 2007-м компоненты системы «Удобный маршрут» – магнитные карты, бесконтактные считыватели на турникеты – внедрены и в Минском метрополитене.

Что же такое «Удобный маршрут» на практике? Как и везде, основным инструментом учета является бесконтактная микропроцессорная карта, где хранится необходимая информация: о сроке действия проездного билета, наличии льгот, количестве поездок, виде транспорта и т. д. Что касается бескондукторного решения, то в этом случае используется предназначенный для самообслуживания пассажиров транспортный регистратор (электронный компостер).

Вандалоустойчивое устройство, пульт управления которым находится у водителя, монтируется в салоне подвижной единицы. Безусловно, водитель может учитывать как поездки, совершаемые по транспортным картам, так и принимать наличные денежные средства. Если же на предприятии предусмотрена работа кондукторов, то им предлагаются морозоустойчивые ударопрочные мобильные портативные терминалы с интегрированными бесконтактными считывателями. Особое удобство в том, что при любой форме оплаты (наличной, безналичной, в кредит) система создает бумажный билет для проверки контролером.

По мнению авторов проекта, очень важно выдавать пассажиру проездной именно в таком виде. Поскольку билет выполняет двоякую роль: учетную и функцию заключения факта договора между пассажиром и перевозчиком. Ко всему прочему это дисциплинирует пассажира и со временем формирует культуру платежей. Контролерам при выезде на линию не нужно носить какое-либо оборудование: при себе должна быть только служебная карта. Приложив карту к терминалу, контролер получит отчеты об оплате проезда пассажирами и о сумме наличности у кондуктора.

Подводя итог, россияне подчеркнули, что «Удобный маршрут» есть функциональное технологическое решение под ключ, отработанные организационные схемы, полная техническая документация готовой бизнес-модели.


После презентации гости ответили на многочисленные вопросы специалистов «Минсктранса». А будет ли проект соседей-россиян удобным для нас, выяснится со временем. Пока же рабочая группа по внедрению АСОП выбирает оптимальный вариант функционирования системы на пассажирском транспорте.

Елена ИОСУБ, фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий