Пока же специалисты государственного предприятия «Минсктранс» продолжают детально изучать опыт коллег соседних государств, где уже действует система электронных расчетов. Свою автоматизированную систему учета оплаты проезда «Удобный маршрут» презентовали минчанам и россияне.
На встрече присутствовали представители ООО «Эксат-Бел», которое работает на рынке Республики Беларусь шестнадцать лет и специализируется в области платежных приложений, ООО «Удобный маршрут», первый заместитель генерального директора – главный инженер «Минсктранса» Борис Демидович, заместитель генерального директора Виктор Тозик и начальники отделов управления предприятия.
«Удобный маршрут» – это комплексная система, основной целью которой является повышение доходности и минимизация расходов пассажирского транспортного предприятия. Проект стартовал в 2005 году на транспорте компании «Светловские линии» (частного оператора Калининградской области). В 2006 году «Удобный маршрут» появился в Республике Башкортостан, где социальная карта жителя была совмещена с транспортным приложением.
1 января нынешнего года в полном функциональном режиме система запущена в городе-миллионнике Екатеринбурге. Здесь к «Удобному маршруту» подключены как муниципальные, так и частные перевозчики, реализована система «электронный кошелек», человек имеет возможность по одной карте ездить в автобусе, троллейбусе, трамвае и метрополитене.
Сейчас система внедряется во многих российских городах. В прошлом году «Удобный маршрут» покинул пределы РФ: ливанская компания приобрела англоязычную версию системы для ее продвижения и внедрения в странах Ближнего Востока и Африки. Примечательно, что в 2007-м компоненты системы «Удобный маршрут» – магнитные карты, бесконтактные считыватели на турникеты – внедрены и в Минском метрополитене.
Что же такое «Удобный маршрут» на практике? Как и везде, основным инструментом учета является бесконтактная микропроцессорная карта, где хранится необходимая информация: о сроке действия проездного билета, наличии льгот, количестве поездок, виде транспорта и т. д. Что касается бескондукторного решения, то в этом случае используется предназначенный для самообслуживания пассажиров транспортный регистратор (электронный компостер).
Вандалоустойчивое устройство, пульт управления которым находится у водителя, монтируется в салоне подвижной единицы. Безусловно, водитель может учитывать как поездки, совершаемые по транспортным картам, так и принимать наличные денежные средства. Если же на предприятии предусмотрена работа кондукторов, то им предлагаются морозоустойчивые ударопрочные мобильные портативные терминалы с интегрированными бесконтактными считывателями. Особое удобство в том, что при любой форме оплаты (наличной, безналичной, в кредит) система создает бумажный билет для проверки контролером.
По мнению авторов проекта, очень важно выдавать пассажиру проездной именно в таком виде. Поскольку билет выполняет двоякую роль: учетную и функцию заключения факта договора между пассажиром и перевозчиком. Ко всему прочему это дисциплинирует пассажира и со временем формирует культуру платежей. Контролерам при выезде на линию не нужно носить какое-либо оборудование: при себе должна быть только служебная карта. Приложив карту к терминалу, контролер получит отчеты об оплате проезда пассажирами и о сумме наличности у кондуктора.
Подводя итог, россияне подчеркнули, что «Удобный маршрут» есть функциональное технологическое решение под ключ, отработанные организационные схемы, полная техническая документация готовой бизнес-модели.
|
После презентации гости ответили на многочисленные вопросы специалистов «Минсктранса». А будет ли проект соседей-россиян удобным для нас, выяснится со временем. Пока же рабочая группа по внедрению АСОП выбирает оптимальный вариант функционирования системы на пассажирском транспорте.
Елена ИОСУБ, фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий